SHOW от Бернарда Шоу. «Чернокожая девушка в поисках бога»

black


Верить в бога или нет, это личное дело каждого. У нас в стране свобода вероисповедания, поэтому не будем осуждать или превозносить людей за их взгляды на эту очень тонкую материю. Каждый имеет полное право решать этот вопрос в силу своих убеждений, воспитания, внутренних потребностей и предпочтений. И неверующие, и верующие, точнее, их позиции имеют место быть. Людей нельзя уважать или не уважать в зависимости от их принадлежности к тем или другим. Тем более будем помнить о таком часто произносимом сегодня слове как «толерантность». «Википедия» трактует этот термин как «терпимость к другому образу жизни или иному образу мыслей» и понимание того, что кто-то имеет право жить, опираясь на собственные принципы. Конечно, в рамках закона.

Повесть «Чернокожая девушка в поисках бога» была написана в 1932 году. И даже была под запретом – очень уж ее содержанием оскорбились некоторые святые отцы. Сегодня можно придраться и еще кое к чему. Но хочу предупредить сразу: Бернард Шоу ни в коем случае не расист. Просто именно такой героини – неиспорченной благами цивилизации и с дубинкой в руках (а может быть даже и в набедренной повязке) – потребовал сюжет его повести.

Рассказ Шоу «Чернокожая девушка в поисках бога» я слушала в виде аудиокниги. Прекрасная озвучка – очень эмоционально, и, кстати, в сети найти аудиокнигу гораздо проще, чем в текстовом формате. Сколько юмора, сколько иронии! Это одновременно и сатира, и философская повесть. В общем, поразмышлять есть о чем.

Сюжет предельно прост – чернокожая девушка от миссионеров узнала, что есть Бог, без воли и ведома которого не происходит ничего на этой земле. Только вот какой он, и что из себя представляет, никто ей сказать не удосужился. И решила она сама отправиться в путешествие, чтобы лично с Творцом встретиться, посмотреть на него, ну, и, наверное, из первых уст узнать, почему все устроено так, а не иначе в мире. Девушке на пути попадаются очень разные люди. И не только люди. Встречает она даже богов, которые пытаются ей доказать, что он – единственный и истинный Бог. Только хоть и наивная, но прекрасно понимающая, что такое хорошо и что такое плохо, девушка уже нарисовала себе образ Всевышнего. А мудрости ей не занимать.

- Ты ведь так и не ответил мне, почему — вместо того чтобы сотворить мир добрым — ты намешал в нем добра и зла? Ты спрашиваешь меня, могла бы я сделать его лучше. Это не ответ. Уж будь я богом, мухи цеце на свете не было бы. И мои сородичи не корчились бы в жестоких припадках, и не опухали бы от голода, и не грешили бы походя.
— А почему бы и нет? — сказал пожилой господин. — Ну-ка, ответь!
— Мне не нужен бог, который не умеет ответить на мои вопросы, — сказала чернокожая девушка.

Наверное, сколько существует человечество, столько и люди находятся на месте этой ищущей девушки. И наверняка многие задавали хотя бы мысленно такие же вопросы. Чернокожая девушка интуитивно понимает, где правда, а где ей пытаются подсунуть что-то такое, что идет в разрез даже с ее практически первобытным пониманием бытия. Добро и зло, человеческое несовершенство, красота и искусство, религия, деньги и корысть – на эти темы Шоу размышляет вместе со своей героиней.

… на дороге появилось еще несколько человек в черных с белым костюмах разного покроя, тщательно вымытые и гладко причесанные — они тоже несли на плечах бумажные церкви, только поменьше и не такие красивые. Все они кричали ей:
— Не верь рыбаку! Остальных тоже не слушай! Только моя вера истинная!
В конце концов ей пришлось свернуть от них в лес, потому что они принялись швырять друг в друга камнями, а так как целились они ничуть не лучше слепых, то камни летали над дорогой во всех направлениях. И потому она решила, что вряд ли найдет среди них бога себе по вкусу.

Это что-то напоминает, не правда ли? Прекратятся ли когда-нибудь конфликты и войны на религиозной почве? Сегодня это – вопрос риторический. Наверное, пока человечество не доросло до той ступени цивилизации, когда приходит понимание, что люди очень и очень разные. Разные в силу исторических, географических и прочих обстоятельств, и что мести всех под одну гребенку невозможно. Если каждый будет жить, не навязывая остальным своих взглядов, то соседствовать всем 7 миллиардам людей на планете будет проще.

… Но вам до бога дела нет, вам ни до чего нет дела, кроме ружей. При помощи ружей вы превратили нас в своих рабов. А затем — потому что вам самим лень стрелять — вы вложили ружья нам в руки и заставляете стрелять за вас. […] К чему все это приведет? Вы станете убивать друг друга с такой быстротой, что вас останется слишком мало к тому времени, как наши воины обопьются ваших дьявольских напитков и пойдут убивать вас из ваших же собственных ружей. А потом наши воины перебьют друг друга так же, как это делаете вы, если только бог их не остановит. О, если бы только знать, как найти его!

Верить в бога или нет – дело, как известно, личное. Только в последнее время появилась тенденция к публичности. Для многих дорога к богу – это не одинокая прогулка по незаметной посторонним тропинке, а прямо противоположное. Быть верующим стало модно. Они верят так рьяно и так напоказ, что можно задуматься о том, что они вкладывают в свою веру. Наверное, именно для этих людей «поститься» – значит просто-напросто не есть определенную еду, а верить – значит иногда ставить свечки для того, чтобы некие высшие силы помогли в осуществлении вполне материальных планов. Думаю, по-настоящему верующие люди не станут никому ничего доказывать, не будут отстаивать свое мнение в социальных сетях, привлекать кого-то на свою сторону и уж тем более не опустятся никогда до оскорблений и не посчитают, что оскорбили их чувства. Настоящую веру (неважно, во что) оскорбить нельзя. Это, конечно, грубый пример, но, если мне нравится, например, торт «Прага», я все равно его буду покупать и есть, даже если мой сосед по лестничной клетке скажет, что он абсолютно невкусный, и он никогда его есть не будет. От этого ценность лично для меня этого торта меньше не станет. То, что мое, это мое. И оно останется со мной, кто бы что ни говорил.

— Жизнь — то же пламя, которое непременно догорает, но загорается вновь каждый раз, когда рождается ребенок. Жизнь прекраснее смерти, и надежда лучше отчаяния. Я согласна выполнять лишь такую работу, которая принесет людям добро; а чтобы быть уверенной, что не ошибусь, я должна познать прошлое и будущее, я должна познать бога.
— То есть, ты должна сама быть богом, — сказал он, глядя на нее в упор.

В общем, нашла или не нашла чернокожая девушка то, что искала, современным читателям не так уж и важно. Главное-то в другом. Рассказ Шоу написал почти сто лет назад. А “show must go on” и поныне. И опять же помним о толерантности. Гении, даже уже покойные, и их живущие поныне произведения тоже иногда в этом нуждаются.


Ольга Сергеева


Комментарии ( 0 )

Top