“Дело было в Пенькове”: Дмитрий Зубков


  • Гость программы: Дмитрий Зубков – заместитель главы администрации области, начальник финансового управления области.

  • Говорить мы сегодня будем о нашем региональном бюджете. Вы любите деньги?

    На мой взгляд, деньги любят все по-разному. Я очень люблю деньги Центрального банка, которые юбилейные выпускаются. Они очень оригинальные и необычные. Очень люблю монеты, подарочные, которые мы дарим друг другу ежегодно. А с точки зрения денег, то я к ним очень привык, потому что работаю давно. Самое главное, уметь с ними правильно работать.

    В любом случае, у Вас любовь к деньгам и служба совпадают, ведь вы — главный финансист Тамбовской области?

    Совпадают.

    Перейдем к конкретным делам, которые связаны с формированием бюджета. В какой стадии сегодня областной бюджет? Есть уверенность уже, что Тамбовская область в 2017 год под бой курантов войдет с новым региональным бюджетом?

    Такая уверенность есть. Большая уверенность. Бюджет мы сформировали. Первое чтение мы прошли, честное слушание мы прошли и подготовили, сдали в Думу бюджет со всеми поправками ко вторым чтениям. Так что готовимся защищать перед депутатами наш бюджет.

    Вы в течение года работаете в администрации главным финансистом. Ваши предшественники формировали бюджет на 1 год. А сейчас вы замахиваетесь на бюджет 2017-го года и, как у вас сказано, на период 2018-2019 гг. Мы стали лучше видеть наши перспективы? У нас стало больше денег? Почему мы перешли на трехлетний перспективный планированный бюджет?

    Здесь есть некая особенность, которую вы не учли. Трехлетний бюджет формировался с 2007 года. В Тамбовской области первый трехлетний бюджет был принят как раз в 2007 году на период 2008-2009 гг. Только один год за этот период, на 2016 год, он формировался на летнем формате, потому что были санкции, была непонятна перспектива формирования. Поэтому было принято на уровне государства РФ сформировать однолетний бюджет. Сейчас, наверное, то, что мы слышим и от президента, и от премьер-министра, что ситуация в стране улучшается, что кризис подходит к завершению, и необходимо более стабильное планирование нашего бюджета. Поэтому сейчас мы возвращаемся к планированию трехлетнего бюджета.

    Жить стали лучше, жить стали веселее. Так получается?

    Жить стали стабильнее.

    При формировании регионального бюджета вы ограничены достаточным количеством нормативных актов: Бюджетный кодекс, указы президента, нормативная база региона и т. д. На ваш взгляд при формировании бюджета на последующие годы и периоды вы выдержали все правовые требования, которые предъявляются к бюджету?

    Бюджет, который представлен в Тамбовскую думу, выдержан со всеми параметрами, установленными Бюджетным кодексом. Доходы, которые спрогнозированы, они согласованы со всеми администраторами доходов, в первую очередь — Федеральной налоговой службой. Расходы сформированы по программному принципу. Самое главное, дефицит бюджета сформирован в размере 5,6% при допустимом бюджетным кодексом 10%. мы находимся в нормативе в соответствии с Бюджетным кодексом.

    Из чего складывается доходная часть бюджета, кроме налоговых поступлений?

    Мы являемся, в том числе, дотационным регионом, поэтому одна из достаточно больших составных частей является дотация из федерального бюджета. Вторая составная достаточно большая часть — субсидии из федерального бюджета, в которых администрация Тамбовской области участвует в различных конкурсах, выигрывает, и чем больше мы доказываем необходимость, тем больше привлекаем федеральные средства. Здесь уже требуется наше участие в софинансировании этих проектов.

    Вы так легко рассуждаете: есть дотации, и есть субсидии. В чем разница?

    Разница в том, что все субъекты имеют разный налоговый потенциал, разные возможности. Министерство финансов выравнивает наши регионы, пытается выравнивать, чтобы доходы на одного жителя как-то в среднем по стране соответствовали.

    Соседняя Липецкая область — область-донор? Область, которая имеет достаточную базу. Но эту базу — Новолипецкий металлургический комбинат — фактически строила вся страна.

    Да.

    Поэтому липчане не могут все оставить только у себя. Это и есть то выравнивание, здесь есть те самые дотации.

    100% это, конечно, невозможно сделать. Но какой-то общий показатель Министерство финансов старается сделать. Таким образом, эти деньги мы получаем на выравнивание нашей бюджетной обеспеченности.

    Выравнивание в определенной степени кого касается? Кто конечный потребитель?

    Конечно, потребители — граждане.

    В любом случае, бюджетное обеспечение гражданина — это тот индикатор, который учитывает и Министерство финансов, и вы при формировании бюджета?

    Да. Потому что, конечно, источник все равно в любую программу, которую мы берем, или любой расход предназначен для каждого жителя, для населения.

    Вы, когда представляли в первом чтении проект бюджета, несколько раз подчеркнули, что проект бюджета 2017 года и на дальнейший период является социально-ориентированным. Это уже такое клише, которое часто используется. Что это означает?

    Если укрупненно рассматривать бюджет, то его можно разделить на три составные части: социальная направленность, инвестиционная и экономика. В социальную направленность, социальное обеспечение у нас входят функционирование всего образовательного комплекса, организации здравоохранения, социальная поддержка граждан по всем направлениям. Это, так называемые, наши льготы и субсидии.

    То есть речь идет не о том, что вы и вся команда губернатора формирует этот проект бюджета, что вы хотите понравиться людям. Речь идет о том, что у нас в Конституции записано: Российская Федерация — социальное государство. Это проявление социального государства о том, что сферы образования, здравоохранения, культуры, массовой физической культуры, спорта и т. д. должны финансироваться за чей счет?

    За счет областного нашего бюджета.

    Откройте секрет. Где границы вышей ответственности?

    Все функции четко закреплены в 83 Федеральном законе, который разграничивает полномочия РФ, субъектов РФ и муниципальных местных органов власти. Все наши областные учреждения финансируются за счет нашего областного бюджета. За счет областного бюджета также финансируются в том числе и зарплата в образовании, здравоохранении, физкультуре во всех наших регионах.

    Та же самая сельская школа — собственность муниципалитета. То, что касается образовательного процесса, это предмет областного бюджета?

    Да.

    Формирование бюджета региона во многом зависит от формирования бюджета РФ. Совсем недавно по вашему предложению депутаты вернулись в первое чтение, поскольку Федерация передала Тамбовской области порядка 2 млн. рублей. Фактически доходная часть бюджета за счет Федерации увеличилась. Насколько вы вниз каскадируете такие же финансовые правомочия к муниципалитету?

    Здесь есть некоторая особенность, что мы говорим о том, что нам добавили дополнительную сумму, это заслуга губернатора, который в течение всего года этого добивался, потому что из года в год, к сожалению, дотации для нашего региона снижались. Поэтому при формировании бюджета к первому чтению для нас не были распределены дотации. Мы руководствовались подходами к 2016 году и запланировали их несколько меньше, чем в текущем году. Поэтому те дополнительные распределения компенсировали то, что мы не учли.

    Все-таки я возвращаюсь к вопросу: как областной, региональный бюджет соотносится с теми полномочиями, которые есть в муниципалитетах? Вы им финансово помогаете?

    Да. Мы занимаемся выравниваем. Мы также нашим муниципалам оказываем поддержку в виде дотаций. Различные виды бывают. У нас принято решение на уровне губернатора, что эта сумма не снижается, а только увеличивается из года в год.

    То есть эта установка заложена в бюджете? Каждый из 23-х сельских районов и 7-и городов может найти там себя в зеркале бюджета региона?

    Да, все распределение денежных средств содержится в бюджете в каждом приложении. Кстати говоря, наш бюджет по уровню открытости занимает 2-3 строчку в ЦФО. Все, кому интересен наш бюджет, могут посмотреть его на сайте финансового управления. Полностью со всеми расшифровками, приложениями, где мы также выкладываем бюджет для граждан, где в упрощенной форме все рассказано.

    Майские указы президента 2012 года. Там есть вполне определенная ответственность федерального бюджета, но и немало обязательств есть и у регионального бюджета. Как просматривается реализация майских указов? И назовите хотя бы пару примеров, которые в 2017 году запланированы, точно средства завязаны на реализацию одного или двух положений майских указов.

    Я точные цифры не назову, потому что они являются плавающими. Чтобы было понятно, на самом деле, Федерация помогает по выполнению майских указов. В текущем, например, году, но на следующий год — это является уже обязательствами областного бюджета. Самый яркий, наверное, пример — рост зарплаты по указам президента. Мы выполняем четко установленные дорожные карты, которые установлены по категориям, которые там определены. Это врачи, учителя, сотрудники культуры, социальной защиты. Мы доводим каждый раз зарплату до установленных показателей. В прошлом году мы доводили зарплату до уровня 20 700 рублей, в этом году — до уровня 21 600 рублей.

    Давайте поясним. Мы понимаем, что значит довести до определенного уровня. Вполне определенным математическим путем высчитывается средний уровень оплаты труда по региону. Речь идет о том, что Президент В.В. Путин еще в 2012 году обязал финансовые институты либо федерального, либо регионального уровня, когда имеется базовая цифра заработной платы по региону, бюджетники, образование, культура, соцработники, медицина должны иметь зарплату не менее этого уровня.

    Существует определенный процент. Учителя — 100%, преподаватели вузов — 200% и т. д. То есть это разное процентное соотношение.

    В 2017 году реализация вот этой части поручений президента возлагается не на Министерство финансов, а по тем правовым субъектам, которые находятся под вашим омофором, что называется. Деньги есть?

    Да. Все в бюджете учтены.

    Вас депутаты поддержали?

    Да.

    Откройте секрет. На профильном комитете областной Думы сложно убеждать депутатов?

    Достаточно сложно, не только профильного комитета, потому что мы защищаем бюджет на всех комитетах. Бюджет формируется нами, предлагается, но в его утверждении участвуют все общественные организации, Общественная палата, инородный фронт. Каждый профильный комитет высказывал свои пожелания и предложения. Также мы получали пожелания на общественных слушаниях.

    Процедура прохождения законопроекта по всем терниям достаточно четко прописана. Во-первых, есть сроки по внесению законопроекта. Несмотря на сентябрьские выборы, работа над проектом велась, и бюджет был приведен в срок. Затем рассматривают комитеты в Думе, затем муниципалитеты. Общественные слушания. Юристы, финансисты, экономисты занимаются формированием проекта. Приходят люди с улицы и начинают предлагать. Реально по результатам общественных слушаний что-то вам пригодилось?

    Да. Я даже больше скажу, что вчера у нас был комитет по налогам, где мы рассматривали поправки ко вторым чтениям. Мы представляли данные, что мы учли или не учли в том числе и по общественным слушаниям. Практически все пожелания учли. Возможно, не в том объеме, в котором хотелось, но учли. Это было пожелание по увеличению финансирования по воде, газоснабжению, финансирование массового спорта, учесть, чтобы сохранилась вся социальная поддержка. Все данные направления нами были учтены в поправках.

    На стадии подготовки законопроекта в отдельных управлениях администрации области обсуждались некоторые темы, связанные с тем, что у нас очень распыленная социальная поддержка отдельных категорий населения. И появилась модная фраза: определить адресность поддержки, определить степень нуждаемости. Одно из профильных управлений вносило предложение, мы в общественной палате это рассматривали и говорили о том, что есть такая категория граждан — ветеран труда Тамбовской области. Было сказано, что в свое время были установлены некие преференции, которые в финансовом выражении были не очень велики. Суть предложения заключалась в том, чтобы не было распыления льгот. Наверное, можно сэкономить некоторое количество миллионов рублей, но социальный эффект будет другой. Вы можете сказать, что позиция финансового управления, администрации области заключается в том, чтобы те льготы, которые были ранее установлены, в частности для граждан, имеющих статус ветеран труда Тамбовской области, в 2017 году трогаться не будут?

    Да. Позиция губернатора, в первую очередь, такова, что мы должны все незащищенные слои населения поддерживать в размере, не меньшим, чем он был в предыдущий год. Поэтому все льготы остаются. Но с точки зрения критериев нуждаемости, о которых мы говорим, я думаю, что мы будем к этому вопросу возвращаться. Вопрос в том, что льгота не должна распыляться. Она должна быть целенаправлена. Позиция Александра Валерьевича Никитина заключается не в том, что при вводе критерия нуждаемости должна сокращаться социальная поддержка, а в том, что эта сумма должна сохраняться в социальном блоке, но должна быть направлена на помощь малообеспеченным слоям населения. Поэтому предложенный законопроект, возможно, был не совсем проработан со всех сторон. Поэтому когда общественность подключилась, то совместно было найдено решение, что мы оставляем всю социальную поддержку так, как она есть на текущий момент.

    Я соглашусь с вами, что критерий нуждаемости нужно вводить, потому что на сегодня многие вещи обезличены. Например, есть льготы по пользованию детскими садами. И состоятельная семья получает некоторую компенсацию, и семья, где нуждаемость зашкаливает. Вы об этом говорите?

    Да. То же самое, что пособие по уходу за ребенком до 3-х лет получают одинаково и малообеспеченная семья, и обеспеченная семья. В данном случае критерий нуждаемости позволит, чтобы денежные средства с обеспеченной семьи как раз перешли в малообеспеченную семью. И это будет им увеличение той помощи, которая необходима.

    Это тот самый точечный подход. Как вы проектируете доходную и расходную части бюджета? Как это выглядит в абсолютных цифрах?

    На текущий момент бюджет, который представлен по доходной части, сформирован в сумме 35,9 млрд. рублей, по расходной части — 37,2 млрд. рублей. С дефицитом 1,3 млрд. рублей.

    Это тот самый дефицит, который ниже предельной цифры, которую допускает бюджетный кодекс. И это вполне нормально?

    Да.

    Слово дефицит всегда вызывает некоторую настороженность. Доходная часть бюджета формируется сезонно. У вас есть инструмент, что при необходимости взять взаймы, чтобы пополнить бюджет и решить проблему?

    Да. Здесь есть несколько инструментов. Мы пользуемся бюджетными кредитами, казначейскими кредитами, на временный разрыв, когда как раз между налогами бывает просадка. Пользуемся кредитами коммерческих банков. Чтобы не пугало слово дефицит, то все наши текущие расходы полностью обеспечены нашими текущими доходами. Как и в любом коммерческом предприятии, область должна развиваться. Мы также осуществляем инвестиционные проекты. Как раз на них формируется дефицит, чтобы в будущем область зарабатывала на свое развитие и благосостояние.

    В ряде случаев бывает так, что к обязательствам областного бюджета относится зарплата учителей. Вот подходит период на стыке июня и июля — выплата зарплаты и отпускных. Здесь если возникает разрыв, то вы заранее планируете некоторое заимствование. И люди не должны этого почувствовать?

    Да. Люди ни в коем случае не должны почувствовать, что они несвоевременно получают зарплату, льготу, услугу какую-то. Бюджет должен обеспечить ритмичность существования и обеспечения каждого жителя.

    В областном бюджете есть раздел, который касается поддержки предпринимательства. Зачем предпринимателю бюджетная поддержка?

    Поддержка оказывается из бюджета на поддержку малого и среднего предпринимательства. Если человек решил заняться бизнесом, то у него не всегда имеются большие накопления или не имеются вообще. В данном случае поддержка направлена на помощь ему в расширении его бизнеса на начальном этапе. Если кто-то купил первоначально оборудование, то ему возмещается какая-то часть затрат. Он несет свои затраты, но государство ему помогает на этапе становления развиваться. Кроме того, поддержка оказывается не коммерческим структурам малого бизнеса, а которые занимаются развитием и воспитание детей. Кто-то может оказывать услуги по обучению конькам детей или еще что-то. На эти цели необходимы денежные средства. Вот эту помощь для малого бизнеса уже есть.

    Это не размазывается тонким слоем. Это система. Нужно доказать, что ваш проект перспективен, подать заявку, пройти конкурсный отбор.

    Вы правильно сказали про конкурсный отбор. Потому что задача бюджета не просто эти деньги раздать, задача — иметь перспективу, что даст этот предприниматель. Он должен иметь рабочие дополнительные места. Это является обязательным условием. И рост производства, услуги и т. д.

    Поддержка малого предпринимательства — это корыстная услуга?

    Взаимная.

    Вы заинтересованы, чтобы предприниматель встал на ноги. Значит, он сформирует налогооблагаемую базу. Будет обеспечена занятость. А это индикатор социального благополучия, в котором администрация заинтересована. Это не благотворительность?

    Это не благотворительность.

    На планерках у губернатора регулярно звучит тема, связанная с разработкой стратегии экономического развития Тамбовской области на 2017 год и последующий период. На встречах с губернатором постоянно поднимается тема, что пора переходить к проектной модели управления. Насколько бюджет учитывает перспективы стратегии социально-экономического развития и модель проектного управления в нашем регионе?

    Модель проектного управления — новая модель управления, которая, я считаю, перешла из коммерческих структур в бюджет и сейчас внедряется. Она должна заработать полноценно. Сейчас есть пробные шаги. Когда формируются проекты, их формируют сотрудники администрации, управления и т. д. Они разрабатывают совместно лучшую модель, чтобы это дало максимальный эффект с минимальными затратами. Это проектное финансирование — будущее финансирование, на самом деле.

    Реперные точки в бюджете предусматривают вполне определенные позиции? Я так понимаю, проект, который касается питьевой воды, не на один год рассчитан?

    Он не может быть рассчитан на один год. Потому что он ежегодный.

    Дорожное строительство, ремонт дорог, сооружение школ, школьных зданий, детских дошкольных учреждений. Эти проекты предусмотрены?

    Да. Предусмотрены. Если мы говорим по линии управления образования, то у них сформирована программа до 2025 года, которую мы планомерно будем реализовывать в следующем году. Это большой проект – школа Сколково. В бюджете мы сейчас заложили достаточную сумму, на наш взгляд, для участия в конкурсах, чтобы это было уже не одна, а две, и три, и уже больше объектов. Мы стремимся максимально получить в том числе и федеральное участие, чтобы разрабатывать как можно больше проектов.

    Последнее время и на телевидении, и в социальных сетях есть много информации. Одного чиновника посадили за нецелевой расход бюджета, другого подозревают в том же. Ведь речь-то идет о бюджетных средствах. Ведь тот же дорожный фонд — бюджетное подразделение?

    Все верно.

    У вас, как у главного финансиста Тамбовской области, есть уверенность, что мы в 2016 году правильно деньги потратили и в 2017 у нас не украдут бюджетные деньги?

    Александр Валерьевич Никитин эту задачу поставил перед собой в приоритете — отсутствие сверхлимитных контрактов и нелимитных контрактов. И на встрече со всеми руководителями, в том числе и главными муниципалитетами это звучит приоритетом. Тот объект, который вы назвали, был сформирован еще в 2014 году. За 2016 не было проторговано ни одного безлимитного контракта. За этим следим мы как финансовое управление и комитет госзаказа, с которым мы активно работаем. Мы согласовываем все торги в рамках лимита, который есть у распорядителя средств. Таким образом, по методам текущего года достигнут большой прогресс по данному направлению. А со следующего года мы введем еще более жесткие рамки, когда совместно с казначейством мы эти лимиты еще и автоматизируем. Таким образом, безлимитные контракты перестанут существовать.

    Очередная лазейка прикрывается.


    Комментарии ( 0 )

    Top