В 2016 году вмешательство прокуратуры заставило тамбовских работодателей выплатить более 63 миллионов долга по зарплате


Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений урегулированы Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Порядок рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации утвержден приказом Генерального прокурора РФ № 45 от 30.01.2013.

Игорь Косогорцев, ведущий:

«Работа с обращениями занимает значительное место в общем объеме работы органов прокуратуры. Об этом одном из основных направлений прокурорской деятельности мы поговорим сегодня со старшим помощником прокурора области по рассмотрению писем, приёму граждан, правовому обеспечению и связям с общественностью Ириной Авериной. Ирина Николаевна, кто и по каким вопросам может обратиться в прокуратуру?»

Ирина Аверина, старший помощник прокурора Тамбовской области по рассмотрению писем, приёму граждан, правовому обеспечению и связям с общественностью:

«В прокуратуру могут обратиться как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане, и лица без гражданства. Причем обращения могут быть индивидуальными, коллективными либо от юридических лиц. В обращениях, жалобах заявителей должны содержаться сведения о нарушениях законодательства. Обращения в прокуратуру подаются на личном приёме, при этом при себе необходимо иметь паспорт гражданина. Если заявитель обращается в интересах другого лица, должна быть доверенность. Жалобы можно присылать по почте, посредством факсимильной связи либо по Интернет-приёмной. Обращения по телефону не принимаются».

Игорь Косогорцев, ведущий:

«Есть ли какая-то специальная форма обращения?»

Ирина Аверина, старший помощник прокурора Тамбовской области по рассмотрению писем, приёму граждан, правовому обеспечению и связям с общественностью:

«Строго установленной формы обращения не имеется, но оно в обязательном порядке должно содержать фамилию, имя, отчество гражданина, почтовый либо электронный адрес, куда необходимо направить ответ, существо вопроса, а также наименование, куда адресовано обращение, либо фамилия, имя, отчество должностного лица, кому жалоба адресуется. Жалоба, заявление либо обращение подписывается лицом, его подавшим. Необходимо отметить, что в жалобах должны содержаться сведения о нарушениях законодательства. Имеют место случаи, когда в прокуратуру поступают письма от граждан, которые просят примирить родителей с детьми или найти родственников, которые переехали в другую область. Даже поступают обращения, как в «брачное агентство», по поиску второй половины».

Игорь Косогорцев, ведущий:

«Какие решения принимаются прокуратурой в таких случаях?»

Ирина Аверина, старший помощник прокурора Тамбовской области по рассмотрению писем, приёму граждан, правовому обеспечению и связям с общественностью:

«Указанные письма граждан возвращаются заявителям с разъяснением ст. 10 Федерального Закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушениях закона».

Игорь Косогорцев, ведущий:

«Имеются ли еще основания, по которым жалобы возвращаются заявителям либо остаются без рассмотрения?»

Ирина Аверина, старший помощник прокурора Тамбовской области по рассмотрению писем, приёму граждан, правовому обеспечению и связям с общественностью:

«Да, есть. Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, в течение 7 дней возвращаются заявителю. К примеру, в жалобе может быть указано, что «мне не платят заработную плату, прошу разобраться». Однако не указывается место работы, организация, с которой был заключен договор и другие необходимые данные. Обращение может быть возвращено, если текст не подается прочтению. Обращения также могут быть оставлены без ответа, в которых содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни и здоровью. По статистике таких обращений незначительное количество, ежегодно порядка 200, что составляет менее 1% от общего количества поступивших и разрешенных жалоб».

Игорь Косогорцев, ведущий:

«А какое количество ежегодно поступают в прокуратуру области обращений и по каким вопросам?»

Ирина Аверина, старший помощник прокурора Тамбовской области по рассмотрению писем, приёму граждан, правовому обеспечению и связям с общественностью:

«Граждане обращаются в прокуратуру по всем животрепещущим проблемам: от незаконного отключения электричества, нарушений трудовых и иных социальных прав до крупных афер с приобретением квартир или обменом жилья. Только за истекший период 2016 года в прокуратуру поступило более 20 тысяч обращений, из них непосредственно разрешено в органах прокуратуры около 14 тысяч, из которых каждое пятое признано обоснованным, и приняты соответствующие меры прокурорского реагирования. Большое количество заявлений касается нарушений трудового законодательства со стороны работодателей. В непростых экономических условиях вопросы соблюдения трудовых прав граждан требовали постоянного внимания. Благодаря вмешательству прокуроров полностью погашена задолженность по заработной плате на сумму более шестидесяти трех миллионов рублей».

Игорь Косогорцев, ведущий:

«Назовите какие-то конкретные примеры положительного для граждан исхода их обращений».

Ирина Аверина, старший помощник прокурора Тамбовской области по рассмотрению писем, приёму граждан, правовому обеспечению и связям с общественностью:

«К примеру, признано обоснованным коллективное обращение работников санатория им. Калинина – филиала ОАО «Тамбовкурорт» – о нарушении их прав на оплату труда. Как показала проверка, в период с февраля по май текущего года акционерным обществом обязательства перед своими работниками в части оплаты труда не исполнялись, размер задолженности составлял более 3,5 миллионов рублей. По данному факту прокурором Мичуринского района в отношении руководителя организации вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. В целях устранения нарушений и восстановления трудовых прав граждан прокурором района в суд направлено 183 заявления о выдаче судебных приказов на всю сумму задолженности. Реализуя весь комплекс мер прокурорского реагирования, задолженность по заработной плате погашена в полном объёме, права граждан восстановлены».

Игорь Косогорцев, ведущий:

«Все ли жалобы, которые поступают в прокуратуру, Вы принимаете к рассмотрению?»

Ирина Аверина, старший помощник прокурора Тамбовской области по рассмотрению писем, приёму граждан, правовому обеспечению и связям с общественностью:

«Нет. Каждое четвертое – около 2 тысяч – обращение перенаправляется сотрудниками прокуратуры в другие ведомства по компетенции, так как в соответствии со ст. 1, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры при осуществлении надзора не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контрольные функции в рамках предоставленной компетенции. Перенаправляются обращение в течение 7 дней со дня регистрации».

Согласно ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и п.5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации срок рассмотрения обращений – 30 дней со дня регистрации.

Срок регистрации обращения – в течение 3 дней, то есть поступило обращение 5 октября 2016 года, в течение 3 дней оно может находиться на регистрации, то есть до 8 октября. В таких случаях 30-дневный срок исчисляется не с даты подачи обращения, а с даты регистрации, то есть с 8 октября.

В исключительных случаях, в связи с проведением дополнительной проверки, запросов необходимых материалов, срок рассмотрения обращения может быть продлен на 30 дней. О продлении срока рассмотрения обращений заявитель уведомляется.

Игорь Косогорцев, ведущий:

«А может заявитель ознакомиться с результатами проверки по его обращению?»

Ирина Аверина, старший помощник прокурора Тамбовской области по рассмотрению писем, приёму граждан, правовому обеспечению и связям с общественностью:

«Да, может. Такое право заявителям предоставлено. В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы. Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право обжаловать принятое решение вышестоящему прокурору или в суд. Если заявителю необходимо снимать копии документов, находящихся в надзорном производстве, он это делает с использованием собственных технических средств».

Игорь Косогорцев, ведущий:

«Если мне пришлось обратиться с жалобой в государственный орган и в установленный законом срок я не получил ответа, существует ли ответственность за нарушение сроков рассмотрения?»

Ирина Аверина, старший помощник прокурора Тамбовской области по рассмотрению писем, приёму граждан, правовому обеспечению и связям с общественностью:

«Такая ответственность предусмотрена ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение порядка рассмотрения обращений». Штраф за указанное нарушений – от 5 до 10 тысяч рублей».

Игорь Косогорцев, ведущий:

«В какой день можно обратиться на личный приём в прокуратуру?»

Ирина Аверина, старший помощник прокурора Тамбовской области по рассмотрению писем, приёму граждан, правовому обеспечению и связям с общественностью:

«Приём граждан и в областной прокуратуре, и в районных прокуратурах осуществляется ежедневно с 9 до 18 часов».


Комментарии ( 0 )

Top