«Слово прокурора»: право на отдых


Несовершеннолетние – это граждане России, не достигшие 18 лет. Конституцией РФ им гарантируются права на отдых (ст. 37), охрану здоровья (ст. 41), при этом материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38).
Конвенцией ООН о правах ребенка (ст. 31), ратифицированной СССР в 1990, установлено, что государства-участники признают право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Гость программы — Наталья Кудрявцева, помощник прокурора области по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Тамбовской области.

Не за горами лето. Тысячи тамбовских ребятишек после учебного года будут отдыхать от учебников.
И сегодня мы поговорим о том, как у нас в регионе реализуется право несовершеннолетних на отдых и оздоровление в свете изменений федерального законодательства.
И поможет нам в этом Наталья Кудрявцева, помощник прокурора области по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Тамбовской области.
Здравствуйте, Наталья Валентиновна.
Скажите, какими нормами Конституции, Федеральными законами реализуется право детей на отдых в нашей стране?

— Нормы Конституции РФ и Конвенции ООН были реализованы в ст. 12 «Обеспечение прав детей на отдых и оздоровление» Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Однако на основании Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время).
В связи с этим, процедура реализации этих прав урегулирована законом области от 30.03.2016 № 657 «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Тамбовской области» и соответствующим постановлением администрации области.

Как прокуроры осуществляют надзор за соблюдением указанного законодательства?

— Органами прокуратуры на постоянной основе осуществляется надзор за соблюдением указанного законодательства организациями отдыха, органами местного самоуправления и исполнительной власти. Указанный вопрос неоднократно рассматривался на коллегии прокуратуры области, о результатах соответствующих проверок информировалась Генеральная прокуратура РФ, в том числе в свете трагических событий, связанных с гибелью детей в Карелии.
Несмотря на ужесточение ответственности, предусмотренной федеральным законодательством, усиление контрольных мероприятий, результаты прокурорских проверок свидетельствуют о невыполнении на всех территориях требований санитарно-эпидемиологического законодательства, особенно в деятельности лагерей дневного пребывания, в которых отдыхала большая часть детей, что свидетельствует о недостатках при отборе кандидатов для работы в оздоровительных организациях.

Наталья Валентиновна, есть ли какие-то наиболее распространенные нарушения?

— Наиболее распространенными являлись нарушения СанПиН «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул» в части обеспечения условий размещения (неудовлетворительное санитарное состояние помещений, неисправность санитарно-технического оборудования и др.), организации питания (несвоевременность и неполнота ведения документации по питанию, нарушение товарного соседства при хранении пищевых продуктов и продовольственного сырья, нарушение правил отбора суточной пробы и др.).
Аналогичные нарушения законодательства вскрыты в стационарных загородных лагерях.
В 2016 году по результатам проверки прокурорами городов и районов выявлено 290 нарушений законодательства, в основном санитарно-эпидемиологического, внесено 127 представлений, объявлено 19 предостережений, 62 лица привлечены к дисциплинарной ответственности и 107 к административной.

Извечный российский вопрос – кто виноват?

— Выявленные нарушения обусловлены в большинстве случаев игнорированием своих обязанностей конкретными работниками детских оздоровительных учреждений. Это, в свою очередь, требует более эффективного взаимодействия и координации деятельности исполнительных органов государственной власти области, местного самоуправления по вопросам организации отдыха и оздоровления детей, а также повышения роли областного координационного совета.
Важность и актуальность проблемы неоднократно рассматривалась депутатами Государственной Думы ФС РФ, должностными лицами федеральных министерств и ведомств, которые готовили проекты федеральных законов.

На федеральном уровне подготовили соответствующие изменения?

— Да, 28 декабря 2016 года Государственной Думой ФС РФ был принят Федеральный закон № 465-ФЗ, в соответствии с которым конкретизированы полномочия органов власти по обеспечению качества и безопасности отдыха и оздоровления детей и внесены изменения в ряд федеральных законов.
В целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей организация обязана:
создавать безопасные условия пребывания в ней детей, присмотра и ухода за ними, организации их питания, перевозки к местам отдыха и обратно, содержания детей в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими и иными требованиями и нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье детей, работников организации отдыха детей и их оздоровления, включая соблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности, наличие охраны или службы безопасности, спасательных постов в местах купания детей, а также наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии деятельности, осуществляемой организацией отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологическим требованиям;
обеспечивать соответствие квалификации работников организации отдыха детей и их оздоровления соответствующим профессиональным стандартам или квалификационным требованиям в соответствии с трудовым законодательством.

Вы уже упоминали события в Карелии. Тогда там утонули десятки детей. Есть ли какие-то изменения в связи с туристическим отдыхом детей?

— В Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» вводится определение туристского маршрута. Это путь следования туристов (экскурсантов), включающий в себя посещение и (или) использование туристских ресурсов.
В целях жизни и здоровья детей туроператоры, турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны соблюдать установленные требования к туристским маршрутам и порядку организации их прохождения несовершеннолетними туристами, а также уведомлять уполномоченные органы госвласти о месте, сроках и длительности прохождения таких маршрутов.
В свою очередь, Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти устанавливает общие требования к туристским маршрутам для прохождения организованными группами детей и порядку организации их прохождения детьми, находящимися в организациях отдыха детей и их оздоровления либо являющимися членами организованной группы несовершеннолетних туристов, а также к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности прохождения таких маршрутов.
Помимо этого, данный орган информирует туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране временного пребывания, в том числе путем опубликования соответствующих сообщений в государственных СМИ.

Когда федеральный закон вступил в силу?

— Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2017 года, в связи с чем необходимо будет вносить изменения и дополнения в региональные нормативно-правовые акты.

Спасибо, Наталья Валентиновна.


Комментарии ( 0 )

Top