«Дело было в Пенькове»: Михаил Краснянский


В гостях у Владимира Пенькова ректор Тамбовского государственного технического университета Михаил Краснянский.

У нас в гостях не просто профессор и ученый, а организатор высшей школы, ректор ТГТУ Михаил Краснянский. Под вашим руководством ВУЗ осваивает новые векторы образовательной деятельности.

— Вы затронули такую тему, как реформирование высшего образования. Уже на протяжении многих лет идет эта непрерывная реформа, меняется закон. И, конечно, большая часть этого касается университетов. Реформы – это всегда непростое состояние. Но есть на сегодня четкие показатели, которые определяют, каким должно быть высшее образование и сейчас, и завтра. Технический Университет старается им соответствовать. Это просто? Конечно же, нет. Этот процесс не дает засидеться на одном месте. Если мы говорим о системе: Университет 1-0, 3-0, 2-0, мы стараемся сейчас войти в эту систему. И сейчас очень большое внимание уделяется научным исследованиям, и не просто исследованиям ради отчета, а тем, что находят применение в реальном секторе экономики. Один из проектов по работе с наноматериалами был недавно реализован на совместной площадке с заводом «Комсомолец». Причем, разве можно разделить в Университет две составляющие: образование и наука? Конечно, это не получается. По тому же направлению «нанотехнологии» на сегодняшний день реализуется программа бакалавриата, магистратуры, аспиранты, плюс мы открыли диссертационный совет по двум специальностям. У нас появилась возможность выращивать свои кадры, в том числе, высшей квалификации.

Хотел бы уточнить. Вы тут ставите прямую зависимость между тем, как меняется структура производства, и как под это обеспечить кадровый потенциал. Вы об этом речь ведете?

— Понятие линейной зависимости тут не всегда применимо. С одной стороны: задача Университета обеспечивать регион кадрами. С другой стороны – работать на опережение. А это долгий процесс.

А как определить: кто будет завтра востребован?

— Во-первых, есть аналитические агентства. Они смотрят, кто востребован сегодня, а кто будет завтра, послезавтра. Мы отталкиваемся от этого. С другой стороны, мы отслеживаем разработки ведущих вузов в России и мире, и пытаемся определить, что будет востребовано завтра. Что будет внедряться на предприятиях совсем скоро. Нанотехнологии – это лишь небольшая составляющая из этого спектра. Потому что иногда одно новое открытие полностью реформирует образовательную систему, по которой мы готовим специалистов, не говоря о создании совершенно новых образовательных программ.

Я вспомнил свою советскую депутатскую деятельность. Мой избирательный округ был в Тамбове. И каждое пятое обращение касалось установки домашнего телефона. Я так понимаю, сегодня обращений по установке домашнего телефона практически не существует. Появился маленький гаджет и всю проблему решил. Я почему издалека начинаю. Мне кажется, иногда есть просто испуг, связанный с тем, что опять что-то нужно реформировать. Скоро будет 60 лет, как в Тамбове появился филиал Московского института химического машиностроения. Создавали, так как был рост машиностроения, возникла потребность в инженерных кадрах. Вот филиал – готовьте эти кадры. В 1965 году задача изменилась. В Тамбовском филиале появился химический факультет и другие направления. Сейчас энергетика очень востребована. То есть, зуд, связанный с реформированием – это не чиновничья придумка. А требование времени. И нельзя создать кафедру, научную школу и сидеть потом 50 лет сложа руки. Вы не гарантируете спокойной жизни ни себе, ни преподавателям, ни студентам. Так?

— Я даже могу сказать, что могу гарантировать отсутствие спокойной жизни. Ведь одна из причин, почему оказалось такой разной судьба МИХМа (Московского института химического машиностроения ) и ТИХМ, в том, что составляющие изменились. И тамбовский институт вырос, потому что в Тамбове требовались новые кадры. И это была судьба многих технических региональных вузов. И задача университета – восполнять кадры, которые нужны на сегодняшний момент, и потребуются завтра в регионе, – это и есть одна из основных задач.

Несколько лет к ряду я выезжаю в Тулу в качестве председателя аттестационной комиссии на одну из кафедр. Так вот там Государственный университет создан на базе политеха. А тот когда–то создавался под запросы оружейного завода….Еще один момент: не собираются укрупнять тамбовские вузы?

— Этот вопрос, он периодически возникает, чаще в форме слухов. Сейчас и на уровне региона, и на уровне министерства образования и науки звучит, что вузы должны быть разные. Объединение гуманитарной и технической составляющей нигде не дал результатов. Это очевидно. В вузах, где это происходило, были потеряны целые направления и научные школы.

Есть понятие «научно-исследовательский институт», есть понятие «опорный ВУЗ». У нас нет ни того, ни другого. Нас эта чаша миновала?

— Это вопрос терминологии. Что такое «опорный университет»? Это тот , который в первую очередь готовит кадры для региона. Процесс создания таких Университетов не закончен. Национальный исследовательский, или федеральный Университет – это другой подход. Это флагман в развитии определенного направления.

А мы не тянем?

— По основным показателям , которым ВУЗ должен достичь, называясь «опорным», Технический университет уже справляется. Это показатели научной работы, направления образовательной программы, это кадры высшей квалификации, индекс цитирования и так далее. Есть к чему стремиться? Конечно, есть! Для вузов – это, своего рода, конкурс. Он предполагает соответствующее финансирование вузов, которые получают этот статус. Эти объемы ограничены. Так, недавно подвели итоги 2-го такого конкурса. И 90 % ВУЗов – это те, которые изначально формировались на базе политехнических. Почему? Сегодня четко поставлена задача по развитию национальной экономики, ее переводу на инновационные рельсы, плотная работа с оборонно-промышленным комплексом.

Есть еще один важный показатель- государственный заказ на подготовку кадров, когда ему выделяются бюджетные места. У вас бюджетная составляющая падает или растет?

— Если мы говорим о количестве бюджетных мест, которое нам выделяет министерство образования, то есть конкурс, которые определяет контрольные цифры приема на …послезавтра. Эти цифры формируют от потребностей, которые регион выставляет по подготовке кадров.

Поддержка университета со стороны области, губернатора, думы есть?

— Всегда. Как со стороны администрации, так и со стороны потенциальных работодателей.

Какие приоритеты по бюджетной подготовке вы с коллегами определили?

— Это, в первую очередь, инженерно-технические специальности, они определены еще Министерством образования. Сразу оговорюсь,
техническое образование- это дорогое, с точки зрения организации, образование.

Да, лаборатории, оборудование…

— При этом , отработав 5-7 лет, это оборудование морально устаревает. И нужно покупать новое, чтобы научные исследования соответствовали прогрессу. Сейчас в университете закуплен оборудование , создается центр коллективного пользования по металлообработке. Это современные станки, с программным управлением. Может ли университет постоянно обновлять оборудование? Это тяжело. Поэтому стараемся, чтобы оборудование помогало и осуществлять базовое образование и вести научные исследования и осуществлять переподготовку специалистов предприятий. Я хочу поблагодарить руководителей крупнейших предприятий за то, что они не отказывают нам в просьбах проводить на их базе производственную практику.

Я благодарю вас за участие в программе. Я услышал ответ на главный вопрос – слухи, что реформы захлестнули университет и теперь там делать нечего – это не так. И высшая школа в Тамбовской области жива. Технический Университет занимает флагманские позиции, входит в 100 лучших вузов России. И это здорово!


Комментарии ( 0 )

Top